Выездка
(по международной терминологии – дрессура) – высшая
школа верховой езды. Это
вид спорта, в котором всадник должен продемонстрировать: способность
лошади к правьным
и производительным движениям на всех аллюрах в различном темпе
– от сокращённых
до прибавленных, плавные и ритмичные переходы из одного аллюра в
другой,
правильную стойку, осаживание (движение назад), движения с боковыми
сгибаниями,
вырабатываемые специальной тренировкой сложные движения (пируэты, менка
ноги на
галопе в 4-1 темп, пассаж, пиаффе). При выполнении этих упражнений
лошадь
должна двигаться, сохраняя то или иное положение своего корпуса,
соответствующее номеру программы. Важным является её импульс
– стремление к
движению вперёд, безусловная и полная послушность средствам управления,
действия которых должны быть почти незаметными. Оценивается также общий
облик
лошади, её гармоничность и природная способность к эластичным красивым
движениям.
Соревнования по выездке проводятся в стандартном манеже 60x20м, имеющем
буквенную разметку своей площади. Используемые в выездке программы по
сложности
можно разделить на три группы: первая – это схемы, или, как
их принято
называть, езды для молодых лошадей и начинающих спортсменов; вторая
– «малый» и
«1-й средний» призы, а третья –
«2-й средний» и «большой» приз.
Помимо
обязательных программ с установленными схемами в соревнованиях высокого
ранга,
в том числе и на олимпийских играх, могут быть и произвольные
программы, так
называемый «кюр», где спортсмены под музыкальное
сопровождение демонстрируют в
любой последовательности принятые в выездке упражнения. Это наиболее
красочные
и интересные выступления, где многое зависит от композиции и
подобранной к ней музыки.
Соревнования по выездке наблюдают пять судей, каждый из которых
последовательно
оценивает по десятибалльной системе все предусмотренные программой
упражнения.
Сумма баллов всех оценок и составляет результат выступления всадника.
Для более
удобного сравнения выступлений и определения уровня каждого спортсмена
принято
выражать результат в виде процентов набранных баллов по отношению к их
максимальной сумме. Эти проценты учитываются при присвоении всаднику
спортивного разряда.
Советская и российская школа выездки всегда славилась высоким
мастерством
тренеров и спортсменов. В активе наших конников победы и призовые места
в
личном и командном первенстве на чемпионатах мира и олимпийских играх.
Мы
гордимся выступлениями Сергея Филатова на Абсенте, Ивана Кизимова на
Ихоре,
Елены Петушковой на Пепле и многих других наших всадников. Сегодня
достойную
смену этим мастерам составили Нина Менькова, Елена Сиднева, Елена
Ирсецкая и
другие спортсмены.
Для соревнований по выездке наиболее подходят лошади полукровных пород:
тракененской, ганноверской, украинской верховой. В последние годы
особенно
успешно выступают лошади возрождённой русской верховой породы.
Специалисты
считают, что для успешной работы в выездке наиболее желательны лошади
ростом
165-167см, длиной туловища 166-168см, обхватом груди –
194-196см и обхватом
пясти 21-22см.
История
выездки
История выездки насчитывает более 2 тыс. лет. Впервые ее начали
практиковать в
военных целях древние греки. Автором самого первого трактата по
искусству
выездки – «Иппика» - является греческий
полководец Ксенофон.
Древние римляне, завоевавшие Грецию в 146 веке д.н.э., продолжили
успешно
развивать выездку до тех пор, пока в 5 веке н.э. Римская империя не
пала под
натиском варваров. Варвары предпочитали мощных лошадей, которые могли
нести
тяжелое вооружение и доспехи. Выездке уделялось минимум внимания
– на это не
было времени.
В 8 веке Пиренеи, находившиеся под властью варваров, были оккупированы
североафриканскими маврами. На своих легких лошадях мавры легко
побеждали неповоротливых
рыцарей один на один. Сначала мавританский стиль езды восприняли
итальянцы —
первое заведение по обучению ему было открыто в Неаполе. В 16 веке один
из
учившихся там французов привез мавританское мастерство в Версаль, после
чего
оно получило развитие в среде французской аристократии, превратилось в
высокое
искусство и распространилось в других странах.
Многие искусственные элементы высшей школы нашли практическое
применение на
поле боя: пиаффе приводило лошадь в состояние
«пружины» перед молниеносной
атакой, левада использовалась для уклонения от ударов противника.
Пируэт
позволял быстро развернуться лицом к врагу или от него. С помощью
курбета
рассеивали вражескую пехоту, а выполняющая каприоль лошадь попросту
перепрыгивала через головы окружающих неприятелей.
Первый удар по этой школе был нанесен во времена Наполеона - характер
войн
изменился: стали использовать массированные кавалерийские атаки,
которые делали
ненужными «неестественные» для лошади элементы
верховой езды. В 18 веке в
Германии сформировалась новая школа, основной идеей которой стало
развитие
природных движений лошади. Отсюда берет свое начало классическая
спортивная
выездка.
В 1912 году выездка впервые вошла в программу Олимпийских игр
– к соревнованиям
допускались исключительно офицеры кавалерии.