Першерон
Першеронская порода лошадей выведена во Франции, в провинции Перш. Графство Перш располагалось в Нормандии, к югу от устья Сены. Природные условия здесь идеально подходят для коневодства: на хорошо увлажненных плодородных почвах вырастает богатый травостой, а умеренные температуры и обилие водных источников позволяют содержать лошадей вне помещений большую часть года. Недаром еще в средние века Нормандия стала одним из ведущих коневодческих районов Франции.О времени появления першеронской породы - единого мнения нет. Одни исследователи считают першеронов потомками самых древних французских лошадей, другие утверждают, что порода недавнего происхождения, так как стала известна только с начала ХIХ века. Дело в том, что коневодам Перша постоянно приходилось учитывать требования времени, изменяя тип лошади.
Древнюю
лошадь Перша описывают крепкой, среднего роста, очень сильной и
работоспособной. Масть ее обычно была гнедой: типичную для современных
першеронов серую масть стали культивировать позже. Во времена Цезаря на
территории Перша разводили подвижную лошадь для конницы. Позднее, в
эпоху феодального рыцарства, появляется массивный, мощного сложения
верховой рыцарский конь, способный нести всадника в тяжелых доспехах -
он-то и стал прообразом першеронской породы. Но минули века, рыцарская
кавалерия сошла со сцены, а першероны превратились в упряжных лошадей.
В XVIII веке першероны были разнотипными. Для городов выращивали
тяжелых лошадей, для армии - более легких верховых. Позднее крупные
тяжеловозы стали пользоваться спросом на внешнем рынке, и большинство
хозяйств Перша стремилось "утяжелить" своих лошадей. Но для внутреннего
рынка по-прежнему разводили сухую и подвижную, не столь массивную
лошадь. Российский "Журнал коннозаводства и охоты" в 1853 году
описывает першеронов, разделяя их на больших и малых. Малые першероны -
среднего роста и легки на ходу, они годны и под седло, и для быстрой
упряжной езды; большие - выше, плотнее, массивнее, они более
приспособлены для медленной возки тяжестей и полевых работ. Вот как
характеризует эти типы один из тогдашних владельцев першеронских
лошадей: "Под грубою формою першеронская лошадь представляет Геркулеса,
двигающего огромные тяжести, а в формах более легких она, как
легконогий Ахилл, влечет Ост-Индскую почту между Марселем и Булонью по
18 км в час. А засим не служит ли эта лошадь для першеронского жителя
предметом гордости и выгоды, когда она, только что отлученная от матки,
продается уже почти за ту цену, которую ремонтеры предлагают за лошадей
взрослых!"
Долгое время першероны были лучшими лошадьми для почтовых дилижансов.
Однако в 1838 году началось строительство первой французской железной
дороги. Тогда першероны "переквалифицировались" на городские омнибусы,
и для породы наступил поистине "золотой век". Спрос на этих лошадей был
очень высок: ежегодно для парижских омнибусов закупалось до 4 тысяч
першеронов! К тому же развитие земледелия и успехи сельского хозяйства
поставили коннозаводство Франции на высокую ступень доходности. Лучшие
кобылы и жеребцы были так же известны, как в наше время победители
приза Триумфальной арки. Ежегодно множество прекрасных лошадей
продавалось и на экспорт.
Перспективы
развития породы в России:
Основное предназначение першерона в России - улучшение
рабочепользовательной лошади. Значительный массив "першеронизированных"
лошадей имеется в Центрально-Черноземном районе, где першероны хорошо
адаптировались к местным природно-климатическим условиям.
Першероны Октябрьского конного завода имеют отличный тип, правильное
сложение, достаточно крупный рост и хорошую работоспособность - они на
90% отнесены к классу "элита". Поддерживается стройная система мужских
линий и маточных семейств. В настоящее время в заводе на основе
вывезенных из Франции производителей формируются новые линии: Арпона и
Успеха, привезенного в конный завод в утробе матери, кобылы Удинэ.
Першероны Октябрьского конного завода отличаются удивительной
неприхотливостью и нетребовательностью к кормлению и содержанию. Кобылы
круглогодично содержатся под открытым небом и загоняются в помещения
лишь в очень сильное ненастье, и даже если в зимне-весенний период не
хватает кормов, лошади достаточно быстро восстанавливаются с началом
пастбищного сезона.
Питомцы этого конного завода в последние годы пользуются спросом.
Ульяновская госконюшня постоянно приобретает здесь лошадей - она на 70%
укомплектована жеребцами першеронской породы.
Частые гости и коневоды соседних Самарской и Нижегородской областей, а
также Татарии.
Питомцы конного завода были приобретены даже Владимирской госконюшней,
где традиционно разводят владимирских тяжеловозов. Казалось бы,
першерон уже доказал свою необходимость в нашей стране. Однако внимания
к этой породе сегодня явно недостаточно. ВНИИ коневодства прекратил
работу с ней еще в 1960-х годах, и с тех пор разведение першеронов
никто не координирует. Это не могло не сказаться на породе. Численность
першеронов неуклонно снижается; в Октябрьском конезаводе количество
маток колеблется, но давно уже не превышает ста голов...
Экстерьер и рабочие качества
Популярность и признание во многих странах мира першерон получил
благодаря своим уникальным качествам. Это порода, в которой удалось
добиться сочетания ценнейших особенностей как тяжеловозных, так и
верховых лошадей. Першероны обладают унаследованными от арабских
лошадей благородством, сухостью конституции, гармоничностью сложения,
энергией и легкостью движений и одновременно массивностью и
атлетической силой тяжеловоза. У них крупная, но изящная голова с
широким лбом и прямым профилем, живые глаза, широкие ноздри, красивой
формы шея с развитым гребнем и пышной гривой, хорошо развитая холка,
косая лопатка, широкая и глубокая грудь, округлые ребра, короткие и
прямые спина и поясница, длинный, прямой и немного раздвоенный круп,
сухие мускулистые ноги с широкими сильными суставами, короткая и
широкая пясть, крепкие копыта, щетки на ногах выражены не
сильно.
Во
Франции предпочитают серую масть, но встречаются и вороные першероны.
Их начали разводить в основном для экспорта, особенно в Америку,
которая покупала вороных першеронов как более практичных в уходе.
Другие масти, кроме серой и вороной, в породе практически не
встречаются. Рост першеронов варьируется от 158 до 175 см при живой
массе около 700-900 кг. Они добронравны, с хорошим здоровьем и легко
приспосабливаются к различным условиям.
Правильность сложения, прекрасный экстерьер и энергичный темперамент у
першерона дополняются большой силой и выносливостью. В специальных
испытаниях для тяжеловозов першероны показывают высокие результаты.
Груз весом в 1-2 тонны они легко везут рысью на довольно большие
расстояния. В конце прошлого века многие першероны, запряженные в
омнибусы, ежедневно проходили до 65 км.Першероны позднеспелы. Чтобы
вырастить хороших жеребят, нужно полноценное кормление, пастбища,
активный моцион жеребых кобыл. Кобылы плодовиты, выход жеребят из
расчета на 100 маток составляет 75-85%. Продолжительность заводского
использования першеронов - 22-25 лет. Скрещивание першеронов хорошо с
другими, более легкими, породами дает хорошие результаты. Его
используют для получения охотничьих и спортивных лошадей.
До недавнего времени всем французским тяжеловозам купировали хвосты.
Считалось, что длинный хвост может запутаться в упряжи, но, возможно, у
этого обычая была и какая-то ритуальная подоплека. В любом случае
главным оправданием здесь была давняя традиция, а лошадь лишалась
естественного средства защиты от насекомых. Однако этой традицией
всерьез занялись защитники животных, и в 1996 году на купирование
хвостов был наложен запрет.