О KЕНТАВРЕ
"Кентавр — самое гармоничное создание фантастической
зоологии. "Двуформным" назван он в Овидиевых "Метаморфозах"... Открытие этого
архетипа потребовало многих веков; первобытные и архаические изображения
представляют нам голого человека, к которому неуклюже прикреплен конский зад. На
западном фронтоне храма Зевса в Олимпии у кентавров уже конские ноги, а там, где
должна начинаться шея коня, высится человеческий торс.
Кентавров породили
фессалийский царь Иксион и облако, которому Зевс придал облик Геры; другая
легенда гласит, что они — дети Аполлона. (Есть предположение, что слово
"кентавр" происходит от "гандхарва"; в ведической мифологии "гандхарвы" —
младшие боги, правящие конями Солнца.) Так как греки гомеровской эпохи не ездили
верхом, предполагается, что первый кочевник, которого они увидели, показался им
чем-то единым с его конем; и в доказательство приводят то, что солдаты Писарро и
Эрнана Кортеса также представлялись индейцам кентаврами. "Один из тех всадников
упал с лошади, и когда индейцы, уверенные, что это одно целое, увидели, что это
животное разделилось на две части, страх их был так велик, что они с воплями
побежали вспять, к своим, крича, что из одного стало двое, и повергая всех в
ужас; и было в этом некое тайное чудо, ибо, не будь такого случая, можно
полагать, что они перебили бы всех христиан", — гласит один из текстов,
приводимых Прескоттом. Но грекам, в отличие от индейцев, лошадь была известна;
более правдоподобно предположение, что кентавр — это нарочито созданный образ, а
не плод ошибки по незнанию.
Самая популярная из легенд, где фигурируют
кентавры, — легенда о битве с пригласившими их на свадьбу лапифами. Для гостей
вино было в новинку — на пиру захмелевший кентавр оскорбил невесту и,
опрокидывая столы, затеял знаменитую "кентавромахию", которую Фидий или его
ученик изобразил в Парфеноне, Овидий воспел в книге XII "Метаморфоз" и которая
вдохновила Рубенса. Побежденные лапифами, кентавры были вынуждены бежать из
Фессалии. В другом сражении Геркулес, стреляя из лука, уничтожил их.
Кентавр
— воплощение сельской дикости и гневливости, но "справедливейший из кентавров" —
Хирон ("Илиада", XI, 832) был наставником Ахиллеса и Эскулапа, которых обучил
искусствам музыки, собаководства, ратному делу и даже медицине и хирургии.
Запоминается образ Хирона в песне XII "Ада", которую, с общего согласия, принято
называть песнью кентавра...
Плиний говорит, что видел гипокентавра,
законсервированного в меду и присланного из Египта в дар императору.
В
"Ужине семи мудрецов" Плутарх юмористически сообщает, что один из Пастухов
коринфского деспота Периандра принес ему в кожаной сумке новорожденного детеныша
кобылы, у которого лицо, голова и руки были человеческие, а все прочее —
конское. Плакал он, как ребенок, и все решили, что это зловещее знамение. Мудрец
Фалес, осмотрев его, рассмеялся и сказал Периандру, что и впрямь не может
одобрить поведение его Пастухов.
В пятой книге своей поэмы Лукреций
утверждает, что существование кентавров невероятно, ибо лошади достигают
зрелости раньше, чем люди, и кентавр в три года был бы взрослым конем и вместе с
тем лепечущим младенцем. Такой конь умер бы на пятьдесят лет раньше, чем
человек."
«Копыта кентавра были наполовину скрыты жесткой белой шерстью,
могучие бабки толщиной оказались с человеческое тело, спина — лошадиная спина —
больше метра шириной и почти в двух метрах от земли. Пропорционально этому велик
был и человеческий торс кентавра, а глаза его смотрели на людей с высоты метра в
три..."
Существовало много вариаций кентавров, в т.ч. с крыльями. Так же
известны онокнтавры (человек - осел), букентавр (человек - буйвол), леокентавр
(человек - лев) и другие, объединенных названием “Кентавроиды“, те есть
“Кентаврообразные“. Достаточно постоянное оружие Кентавров - лук. Именно
стрельбе из лука вместе с другими науками обучал кентавр Харон Геркулеса и
Ахилла. Известны имена кентавров: Харон, Фолос, Эвритион, Нессос, Циллар,
Гилонома (кентавр-девушка). Именно кентавр - зодиакальный знак Стрелец. Для
обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра,
внаучной литературе используется термин “кентавроиды”.
Образ кентавра,
видимо, возник в Вавилоне во 2-м тысячелетии до н. э. Кочевники касситы,
пришедшие в Месопотамию из Ирана около 1750 года до н. э., вели ожесточенную
борьбу с Египтом и Ассирией за владычество на Ближнем Востоке. По границам своей
империи касситы воздвигали огромные каменные изваяния богов-хранителей, среди
них — кентавров. Одно из них изображало крылатое существо с лошадиным туловищем,
двумя лицами — человеческим, глядящим вперед, и драконьим, обращенным назад, и
двумя хвостами (лошадиным и скорпионьим); в руках — лук с натянутой тетивой.
Другой известный монумент — изваяние классического кентавра без крыльев с одной
головой и одним хвостом, готового выстрелить в противника из своего лука.
Разумеется, то, что касситы изображали кентавра в своих скульптурах, вовсе не
означает, что они же его и придумали, но, поскольку империя касситов прекратила
существование к середине XII века до н. э., мы можем с полным правом утверждать,
что история кентавра насчитывает более трех тысяч лет.
Используются технологии
uCoz